Мемориальная стела в Твери |
Мемориальная стела в Твери установлена 25 августа 2008 года в ознаменование 110-летия основания Тверского вагоностроительного завода (1898-2008). Находится на площади Конституции.
В 70-е годы возникла идея – использовать ракетные двигатели самолетов "ЯК" на вагонах. Московский технический проект поступил на Тверской вагоностроительный завод. Проект был сложный, отсутствовали чертежи, и при переоборудовании кузова головного вагона практически все делалось вручную.
На крыше вагона установили два реактивных двигателя, а салон был "начинен" измерительной аппаратурой, "оклеен" электрическими датчиками, которые предназначались для регистрации поведения различных узлов вагона в движении. Заводские "ходовые испытания", состоявшиеся 20 октября 1970 года, подтвердили, что вагон в целом работоспособен и готов к выходу на магистральные железнодорожные пути. В то время стране остро понадобился скоростной локомотив для испытания отдельных узлов тележек скоростных поездов "Русская тройка" и "Рижский экспресс ЭР-200". Разработанные в то время скоростные тележки, в том числе и для "реактивного вагона", вызывали недоверие и споры в научно-исследовательских кругах. Однако было доказано, что тверской "реактивный вагон" на специальных тележках может набирать скорость до 360 км/час. В результате модернизации вагона самоходная железнодорожная лаборатория получила историческое наименование СВЛ, что означало: скоростная вагон-лаборатория. Скоростные супериспытания проводились на перегоне Баловное – Березовка. СВЛ легко выдержал скорость порядка 250 км/час. В один из заездов он развил невиданную у нас скорость – 267 км/час, которая до сих пор является рекордной для России. Нужно отметить, что одновременно с испытанием тележек исследовалось и влияние больших скоростей на организм человека, в частности, на его вестибулярный аппарат (на испытаниях присутствовал и врач). К сожалению, в 80 - 90-е годы вагон-лаборатория оказался невостребованным. Практическое использование этого проекта оказалось невозможным из-за непреодолимых проблем. Первая и основная – железные дороги, включая локомотивное, вагонное и путевое хозяйство МПС, к такому уровню прогресса были не готовы. Не готовы и сейчас, спустя более 30 лет. Вторая, частичная, - это шум от реактивных двигателей. (Источник материала http://www.tmholding.ru/main/press/smi/9373)
|